Образование

Документы

Рабочие программы

 

Образовательная программа МАДОУ №301

Характеристика контингента воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Основной структурной единицей МАДОУ № 301 Первомайского района г. Ростова-на-Дону является группа воспитанников дошкольного возраста. В настоящее время в Учреждении функционирует 11 общеразвивающих групп:

  • 1 группа - раннего возраста (с 2 до 3 лет),
  • 10 групп - дошкольные общеразвивающие,
  • 2 группы – кратковременного пребывания.

Все группы однородны по возрастному составу детей:

  • 2-3 года;
  • 3-4 года;
  • 4-5 лет;
  • 5-6 лет;
  • 6-7 лет.

 

Принципы и подходы к формированию Программы

  • Принцип гуманизации: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка и недопустимости осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

  • Принцип развивающего характера образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

  • Принцип непрерывности образования требует связи всех ступеней образования, начиная с младшего дошкольного возраста до подготовительной группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.

  • Принцип системности. Образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

  • Принцип управляемости реализацией Образовательной программы предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга образовательного процесса.

 

Перечень используемых программ

В основе реализации ООП лежит комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях по четырем приоритетным направлениям:

  • познавательно- речевое развитие,

  • социально-личностное развитие,

  • художественно-эстетическое развитие,

  • физическое развитие и здоровье

с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; использованием вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей, и направленных на полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.

Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть, формируемую участниками образовательного процесса и отражающую специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и направленную на поддержку областей основной части программы.

 

Перечень программ, обеспечивающих реализацию обязательной части программы:

  • Примерная основна программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Программа дошкольного образования «Малыш» под ред. В.А. Петровой
  • «Развитие речи в детском саду" В.В.Гербова
  • «Формирование элементарных математических представлений" И.А.Помораева, В.А.Позина
  • Программа «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан
  • Изобразительная деятельность в детском саду" Т.С.Комарова
  • «Конструирование из строительного материала» под ред. Л.В.  Куцаковой
  • «Физическая культура в детском саду» Л.И.Пензулаева
  • "Формирование основ безопасности у дошкольников" К.Ю.Белая
  • "Социально-нравственное воспитание дошкольников" Р.С.Буре
  • "Ознакомление с природой в детском саду" О.А.Соломенникова
  • «Юный эколог» автор С.Н. Николаева

 

В комплексе используемых образовательных программ определены задачи и содержание по развитию речи, но они не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. В целях обеспечения равного старта для детей с речевой патологией в МАДОУ используются следующие программы:

  • «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
  • «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.
  • Перечень программ, обеспечивающих реализацию части программы, формируемой участниками образовательного процесса:
  • «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» под ред.Т.Н. Дороновой
  • «Предшкольная пора» под ред. Н.Ф. Виноградовой
  • «Английский для малышей» под ред. И.А. Шишковой
  • «Танцевальная мозаика» под ред. С.Л. Слуцкой
  • Программа дошкольного образования «Ребенок в море поиска» под ред. О.В. Дыбиной
  • Программа дошкольного образования «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыковой
  • «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» под ред. Н.Н. Ефименко
  • «Хочу все знать» под ред. Е.О. Севостьяновой
  • «Камертон» под ред. Э.П. Костиной
  • Программа дошкольного образования «Живопись. Графика. Лепка» под ред. Н.Е. Михайловой
  • «Кроха» под ред. Г.Г. Григорьевой
  • Программа дошкольного образования «Астрономия для малышей» под ред. Г.Д. Посевиной
  • Программа дошкольного образования «Светофор» под ред. Т.И. Даниловой
  • «Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т.И. Осокиной

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Создание единой воспитательной среды необходимо также для раскрытия потенциальных возможностей каждого воспитанника. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше адаптируются и обучаются и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:

  • изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка;
  • приобщение к участию в жизни Учреждения;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • повышение их психолого – педагогической культуры.

Для решения поставленных задач и формирования единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей используются следующие формы и методы работы с семьей:

  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности;
  • индивидуальное или групповое (подгрупповое) консультирование;
  • просмотр родителями занятий и режимных моментов;
  • привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности (организация совместной трудовой деятельности (труд в группе, на участке, субботники; организация семейных творческих проектов, презентаций, конкурсов);
  • установление партнерских отношений;
  • анкетирование, опрос;
  • оформление постоянных родительских уголков, буклетов, информационных листков, ведение доски объявлений;
  • беседы с членами семьи;
  • педагогическое просвещение родителей, в том числе семинары, семинары-практикумы, мастер-классы;
  • общие и групповые родительские собрания;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • совместные досуги (праздники, экскурсии, наблюдения, чтения);
  • работа родительских клубов, гостиных;
  • создание фотоальбомов;
  • организация и проведение тематических выставок;
  • интерактивное взаимодействие через сайт МАДОУ.

 

Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе:

  • ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
  • ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
  • посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада («Дни открытых дверей»);
  • посещение семьи;
  • неформальных бесед по вопросам воспитания и развития детей или запланированных встреч воспитателями или специалистами с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.

Утверждённая образовательная программа

Рабочие программы 

Рабочая программа (образовательная область "Музыка" для детей 2-7 лет)

Музыкальные руководители:
Белова Е.С., Идрис О.В.

Аннотация 

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Художественно-эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей осуществляется в процессе реализации образовательной области «Музыка». Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, что способствует развитию музыкальных и творческих способностей, формированию музыкальной и общей культуры.

Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан и программы «Малыш» В.А. Петровой.

Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Музыка» для ДОУ, с обновлением содержания по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с направлениями работы дошкольного образовательного учреждения. Особенностью данного курса является включение регионального компонента, активизация музыкального восприятия через игру. Также программа составлена с учетом интеграции образовательных областей.

Содержание рабочей программы по реализации образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • Развитие музыкально-художественной деятельности (через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыки с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому).
  • Приобщение к музыкальному искусству (научить понимать музыкальное искусство, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности).
  • Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Основное назначение рабочей программы - предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (вокальных, двигательных и инструментальных), позволяющих усвоить программу по образовательной области «Музыка».

Способствовать:

  • формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения,
  • овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация),
  • формированию умения понять образовательную задачу и выполнить ее самостоятельно,
  • овладению навыками речевого общения в области музыки,
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

 Документы:

 

Рабочая программа (образовательная область "Физическая культура" для детей 2-7 лет)

Руководитель по физ.воспитанию:
Отарашвили С.Е.

Аннотация

Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.Данная рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования.

Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию физического развития детей на основе программы Л.Д. Глазыриной «Физическая культура дошкольникам», обеспечивает физическое развитие детей от 3 до 7 лет и включает в себя три направления: оздоровительное; воспитательное; образовательное. Предусматривает, в первую очередь, формирование отношений к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка, направленных па потребность движения и развития физических качеств. Развитие детей раннего возраста (2-3 лет) осуществляется по комплексной программе «Радуга» Т.Н. Дороновой, реализация которой способствует развитию основных видов движений малышей, позитивно влияет на становление интереса к активному движению, обеспечивает дополнительные условия для положительного самоощущения детей раннего возраста.

Цель образовательной области «Физическая культура» - формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Согласно принципу интеграции, физическое воспитание детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Организация деятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • совместной деятельности взрослого и детей;
  • самостоятельной деятельности детей.

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется.

Документы:

 

Рабочая программа по обучению плаванию (образовательная область "ЗОЖ" для детей 3-7 лет)  

Инструктор по плаванию:
Горобчук М.А. 

Аннотация

В настоящее время отличается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навыки глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды снижает давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.

Основные цели обучения дошкольников плаванию:

  • содействие их оздоровлению и закаливанию,
  • обеспечение всесторонней физической подготовки.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

  • формирование гигиенических навыков,
  • обучение правилам поведения на воде,
  • развитие двигательных умений и навыков,
  • развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости.

Для успешной реализации данной программы в МАДОУ созданы следующие условия:

  • бассейн
  • резиновые игрушки, плавательные доски
  • спортивный зал
  • спортивное оборудование 

Документы: