ГКП. Группы кратковременного пребывания

Группа кратковременного пребывания становится для малышей средством адаптации к новым условиям жизни. Несколько часов дня, насыщенных разнообразной совместной деятельностью со сверстниками, позволяют избежать резкой смены обстановки и связанной с ней психологической травмы. 

Родители малышей часто беспокоятся, что детям сложно будет пойти в детский сад: не расстаются с мамой, не ладят с малышами своего возраста.  Одно из вариантов смягчить эту ситуацию и адаптировать ребёнка — группа кратковременного пребывания в ДОУ.

Важный вопрос, с какого возраста можно отдать детей в группу кратковременного пребывания? В ГКП набирают малышей от 3-х до 7 –ми лет. Обычно в нее входит до 10 детей.

В группе кратковременного пребывания не предусматривается питание ребят. Считается, что родители кормят детей дома, приводят детей в сад после завтрака и забирают их перед обедом. 

Часы работы группы кратковременного пребывания – первая группа с 10 до 13 часов и вторая группа с 15 до 18 часов. Оплата за посещение группы кратковременного пребывания приемлема, около 2800 рублей в месяц. 

Основной приоритет ГКП – лучшая адаптация малышей к детскому саду. Они должны запомнить группу кратковременного пребывания, как что-то приятное и интересное, где не было слез или плохого настроения.

Эти группы предназначены для:

  • детей, с ОВЗ;
  • детей, родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
  • детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день;
  • родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.

Сегодня уже очевидно, что детский сад является развивающей, прогрессивной, современной системой, необходимой для детей первых лет жизни. При этом никто не спорит, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако, не все родители понимают возрастные особенности детей от 3-х до 7 -ми лет, не все умеют найти необходимые педагогические воздействия. Взрослые часто не умеют или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность. Таким образом, возникает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.

  • Основное отличие адаптационной группы от группы полного дня детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами самостоятельно в группе сверстников.
  • В сравнении с группой полного днядетского сада специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад на 3 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
  • В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.
  • Принимая во внимание такую специфику, в детском саду была разработана образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни.
  • Мы стараемся осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время игр и занятий, мама вернется и обязательно заберет его домой.

Задачи группы кратковременного пребывания:

  • в естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям данного образовательного учреждения;
  • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого -педагогического сопровождения ребенка;
  • получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками;
  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
  • ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;
  • формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.
  • развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора.
  • взаимодействие с родителями с целью улучшения взаимопонимания между ними и собственными детьми.

Чем можно заниматься с ребятами в группах кратковременного пребывания? В основном, это занятия, игры и общение между собой. Если малыш прежде не посещал никакие развивающие программы, то для ребенка это станет первым и новым опытом.

Занятия в группе кратковременного пребывания бывают:

  • учебными;
  • творческими;
  • спортивными.

Ребята обучаются: изучают буквы, цифры, цвета. Они осваивают такие азы науки, которые соответствуют возрастной норме.

Малыши лепят из пластилина, создают подделки с аппликациями, рисуют. Обязательные музыкальные и физкультурные занятия. Если на улице хорошая погода, ГКП включает прогулки на свежем воздухе.

Дети дошкольного возраста, посещающие группы кратковременного пребывания, участвуют в выставках поделок, праздничных утренниках, интересных мероприятиях вместе со своими родителями.

Если у вас первый ребенок и нет предыдущего опыта посещения группы кратковременного пребывания, придется запастись терпением. Часто случается, что не все получается сразу — это нормально.  Не нужно пугаться, просто будьте к этому готовы. Обязательно приготовьте и положите малышу сменную одежду. Могут произойти непредвиденные ситуации.

Основные виды деятельности:

  • Игры, направленные на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения, формирования элементарных математических представлений.
  • Накопление практического опыта сенсорного развития.
  • Развитие музыкально-эстетических навыков.
  • Укрепление физического здоровья детей.
  • Узнают в увлекательной форме об окружающем мире.
  • Раскрытие творческого потенциала через лепку, рисование, конструирование и аппликацию

Специалисты детского сада стараются установить с ребенком такие отношения, чтобы детский сад вызывал у него положительные эмоции. Показателями того, что цель достигнута является:

  • Ребенок охотно идет в сад (без слез)
  • Улыбается, радуется, когда видит работников детского сада.
  • Обращается за помощью к воспитателю.

Важно помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней. Показатели того, что цель достигнута:

  • Ребенок знает расположение и значение комнат.
  • Знает, где находятся предметы для игр.

Необходимо помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Показатели того, что цель достигнута:

  • Ребенок легко подчиняется требованиям сотрудников детского сада.
  • Сохраняет хорошее настроение во время пребывания в детском саду.
  • Ребенок охотно играет с детьми.
  • Ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.