Образовательные программы на 2024-2025 учебный год
Образовательная программа МАДОУ №301
Характеристика контингента воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Основной структурной единицей МАДОУ № 301 Первомайского района г. Ростова-на-Дону является группа воспитанников дошкольного возраста. В настоящее время в Учреждении функционирует 11 общеразвивающих групп:
- 10 групп - дошкольные общеразвивающие,
- 1 группа – кратковременного пребывания.
Все группы однородны по возрастному составу детей:
- 3-4 года;
- 4-5 лет;
- 5-6 лет;
- 6-7 лет.
Принципы и подходы к формированию Программы
-
Принцип гуманизации: признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка и недопустимости осуждения ребенка при необходимости осуждения его поступков.
-
Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
-
Принцип развивающего характера образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
-
Принцип непрерывности образования требует связи всех ступеней образования, начиная с младшего дошкольного возраста до подготовительной группы. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.
-
Принцип системности. Образовательная программа представляет собой целостную систему: все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
-
Принцип управляемости реализацией Образовательной программы предполагает постоянное ее регулирование и коррекцию на основе мониторинга образовательного процесса.
Перечень используемых программ
В основе реализации ООП лежит комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях по четырем приоритетным направлениям:
-
познавательно- речевое развитие,
-
социально-личностное развитие,
-
художественно-эстетическое развитие,
-
физическое развитие и здоровье
с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; использованием вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей, и направленных на полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.
Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть, формируемую участниками образовательного процесса и отражающую специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и направленную на поддержку областей основной части программы.
Перечень учебно-методической литературы, обеспечивающей реализацию обязательной части программы:
- Программа дошкольного образования «Малыш» под ред. В.А. Петровой
- «Развитие речи в детском саду" В.В.Гербова
- «Формирование элементарных математических представлений" И.А.Помораева, В.А.Позина
- Программа «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан
- Изобразительная деятельность в детском саду" Т.С.Комарова
- «Конструирование из строительного материала» под ред. Л.В. Куцаковой
- «Физическая культура в детском саду» Л.И.Пензулаева
- "Формирование основ безопасности у дошкольников" К.Ю.Белая
- "Социально-нравственное воспитание дошкольников" Р.С.Буре
- "Ознакомление с природой в детском саду" О.А.Соломенникова
- «Юный эколог» автор С.Н. Николаева
В комплексе используемых образовательных программ определены задачи и содержание по развитию речи, но они не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. В целях обеспечения равного старта для детей с речевой патологией в МАДОУ используются следующие программы:
- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
- «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.
- Перечень программ, обеспечивающих реализацию части программы, формируемой участниками образовательного процесса:
- «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» под ред.Т.Н. Дороновой
- «Предшкольная пора» под ред. Н.Ф. Виноградовой
- «Английский для малышей» под ред. И.А. Шишковой
- «Танцевальная мозаика» под ред. С.Л. Слуцкой
- Программа дошкольного образования «Ребенок в море поиска» под ред. О.В. Дыбиной
- Программа дошкольного образования «Художественный труд в детском саду» И.А. Лыковой
- «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» под ред. Н.Н. Ефименко
- «Хочу все знать» под ред. Е.О. Севостьяновой
- «Камертон» под ред. Э.П. Костиной
- Программа дошкольного образования «Живопись. Графика. Лепка» под ред. Н.Е. Михайловой
- «Кроха» под ред. Г.Г. Григорьевой
- Программа дошкольного образования «Астрономия для малышей» под ред. Г.Д. Посевиной
- Программа дошкольного образования «Светофор» под ред. Т.И. Даниловой
- «Обучение плаванию в детском саду» под ред. Т.И. Осокиной
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Создание единой воспитательной среды необходимо также для раскрытия потенциальных возможностей каждого воспитанника. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше адаптируются и обучаются и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательного воздействия на ребенка;
- приобщение к участию в жизни Учреждения;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение их психолого – педагогической культуры.
Для решения поставленных задач и формирования единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей используются следующие формы и методы работы с семьей:
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности;
- индивидуальное или групповое (подгрупповое) консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности (организация совместной трудовой деятельности (труд в группе, на участке, субботники; организация семейных творческих проектов, презентаций, конкурсов);
- установление партнерских отношений;
- анкетирование, опрос;
- оформление постоянных родительских уголков, буклетов, информационных листков, ведение доски объявлений;
- беседы с членами семьи;
- педагогическое просвещение родителей, в том числе семинары, семинары-практикумы, мастер-классы;
- общие и групповые родительские собрания;
- почта доверия, телефон доверия;
- совместные досуги (праздники, экскурсии, наблюдения, чтения);
- работа родительских клубов, гостиных;
- создание фотоальбомов;
- организация и проведение тематических выставок;
- интерактивное взаимодействие через сайт МАДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
- посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада («Дни открытых дверей»);
- посещение семьи;
- неформальных бесед по вопросам воспитания и развития детей или запланированных встреч воспитателями или специалистами с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.
Рабочие программы
Рабочая программа (образовательная область "Музыка" для детей 2-7 лет)
Музыкальные руководители:
Садыкова О.Д., Идрис О.В.
Аннотация
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Художественно-эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей осуществляется в процессе реализации образовательной области «Музыка». Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, что способствует развитию музыкальных и творческих способностей, формированию музыкальной и общей культуры.
Рабочая программа по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе учебно-методических материалов:
- Г.Е.Жукова, М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Младшая группа.
- Г.Е.Жукова, М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя группа.
- Г.Е.Жукова, М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Старшая группа.
- Г.Е.Жукова, М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Подготовительная к школе группа.
- Зацепина М.Б. "Культурно-досуговая деятельность в детском саду"
- В.А. Петрова Музыка малышам. 2-3 года
воспитывает интерес и любовь к высокохудожественной музыке; продолжает формировать умение у детей различать средства выразительности в музыке, различать звуки по высоте; поддерживает у детей интерес к пению;
способствует освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх, драмматизациях, инсценировании; способствует освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах; поощряет желание детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
Документы:
Рабочая программа (образовательная область "Физическая культура" для детей 2-7 лет)
Руководитель по физ.воспитанию:
Отарашвили С.Е.
Аннотация
Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.Данная рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования.
- Л.И. Пензулаева, «Физическая культура в детском саду. Вторая младшая группа»
- Л.И. Пензулаева, «Физическая культура в детском саду. Средняя группа»
- Л.И. Пензулаева, «Физическая культура в детском саду. Старшая группа»
- Л.И. Пензулаева, «Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа группа»
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет.
- Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет.
Цель образовательной области «Физическая культура» - формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Согласно принципу интеграции, физическое воспитание детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Организация деятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей;
- самостоятельной деятельности детей.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется.
Документы:
Рабочая программа по обучению плаванию (образовательная область физическое развитие для детей 3-7 лет)
Инструктор по плаванию:
Гусева Л.В.
Аннотация
В настоящее время отличается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навыки глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды снижает давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Плавание оказывает благотворное действие на нервную систему, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.
Основные цели обучения дошкольников плаванию:
- содействие их оздоровлению и закаливанию,
- обеспечение всесторонней физической подготовки.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- формирование гигиенических навыков,
- обучение правилам поведения на воде,
- развитие двигательных умений и навыков,
- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости.
Для успешной реализации данной программы в МАДОУ созданы следующие условия:
- бассейн
- резиновые игрушки, плавательные доски
- спортивный зал
- спортивное оборудование
Документы: