Инклюзивное образование

Адаптированные образовательные программы 

Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Детский сад оказывается местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка. Это и адаптация ребёнка в ДОУ, основная задача, которой создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в образовательный или коррекционно-развивающий процесс. И взаимодействие детей в рамках группы (ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры).

В ходе педагогической деятельности и работы с разными детьми стоит главная задача – это включение детей с разными возможностями в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности.

Например, таких как: 

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, запах и т.п.). Это обязательный пункт инклюзивного образования в работе с детьми посещающими наш детский сад. Занятия с использованием игр и пособий типа “сортер”, ящик Сегена – большая помощь в этой работе. Сортеры обладают большим развивающим потенциалом. Это прекрасная тренировка усидчивости, концентрации, памяти.

Моторика - это двигательные функции всего организма. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и т.п. Развитие крупной моторики является основой в деятельности ребёнка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела), которая связана с развитием координации и равновесия.

Мелкая моторика — способность манипулировать малыми и мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Также в нашем детском саду используется современный продукт, предназначенный для разностороннего развития детей – световая песочница. Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений, мелкая моторика рук и тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

  

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. В инклюзии широко используются игры и задания на развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию, формирование способности распределять и переключать внимание.

Игровая деятельность. Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, правильное звукопроизношение, формируется связная речь, развивается мышление. Дети с разными образовательными возможностями часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения.

 

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо применять игры, упражнения, релаксацию на физическое и эмоциональное расслабление. В нашем детском саду используется предмет из фиброоптических волокон со свечением «Кактус» – это безопасное изделие, при помощи которого ребенок получает полную релаксацию и зрительную стимуляцию. Мягкий свет, тихая музыка создают чувство покоя и умиротворенности, что способствует улучшению эмоционального состояния, снятию нервного напряжения и тревожности.

 

Световая песочница. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, активных детей и раскрепощают зажатых, тревожных детей. 

 

Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с разными образовательными потребностями, с совокупностью ресурсов их жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Инклюзивная образовательная среда служит для реализации прав каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

 

 

Методы работы с детьми с ОВЗ

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».

         Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни человека, тем более она оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Часто мир для них кажется пугающим. В ходе работы нужно найти различные способы включения детей в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

В последнее время все большее внимание уделяется изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Использование нетрадиционной художественной техники– пластилинографии, которая влияет на  развитие моторики у детей, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.

Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.

Главное в работе с пластилином - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание.

         Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Педагог показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

         Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

         Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы тоже способствуют развитию мелкой моторики.

         На занятиях с детьми с ОВЗ используются простые сюжеты: травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д.

         При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности.

         Таким образом, занятия по пластилинографии с детьми с ОВЗ положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Педагог-психолог Сердюкова С.Г.