Образовательные программы
- Адаптированная программа для детей с ЗПР
- Адаптированная программа для детей с РАС и ЗПР
- Адаптированная программа для детей ТНР
Методы работы с детьми с ОВЗ
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях».
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Часто мир для них кажется пугающим. В ходе работы нужно найти различные способы включения детей в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
В последнее время все большее внимание уделяется изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Использование нетрадиционной художественной техники– пластилинографии, которая влияет на развитие моторики у детей, позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.
Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.
Главное в работе с пластилином - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание.
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Педагог показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.
Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы тоже способствуют развитию мелкой моторики.
На занятиях с детьми с ОВЗ используются простые сюжеты: травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т.д.
При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности.
Таким образом, занятия по пластилинографии с детьми с ОВЗ положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме.