Игры и упражнения для развития логического мышления и связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Подготовила Головко Т.С.

Усваивая родной язык, ребенок с ранних лет усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко. Словесно – логическое мышление начинает более интенсивное формирование к шести-семи годам, так как к этому времени ребенок использует и преобразует достаточно много понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение общение, необходимая коррекционная речевая деятельность - то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщения, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. С возрастом ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.

Вот несколько игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи для вашего ребенка:

1. Игра «Отгадай-ка»

Цель: Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Необходимо, чтобы ребенок выбрал вокруг себя любой предмет и начал описывать его, но не в коем случае не называл. Во время игры вы следите за тем, чтобы ребенок при описании предметов называл их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Вы можете задавать вопросы загадывающему: «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому описать предмет, его основные признаки и рассказать о них.


2. Игра «Похож – не похож».

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.

Ход игры. Предложите ребенку описать два предмета, рассказать, чем они похожи и чем они отличаются? Например, загадывает: «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Играющий должен быстро ответить и загадать свою загадку.

В следующий раз вы предлагаете выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Ребенок понимают задание и дает описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.


3. Игра «Что кому нужно?»

Цель: Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры.  Вы называете предметы труда людей определенной профессии, а ребенок называет профессию.


4. Упражнение «Сравни картинки».

Цель: Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.

Игровой материал: «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек, картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.

Вы предлагаете ребенку поиграть в игру, где он будет учиться сравнивать картинки. На столе перед ним раскладываете все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладете домик для картинок и говорите: «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладете картинки собаки и пчелы). Чем они похожи?» Ребенок отвечает: «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль. Затем вы убираете эти картинки из домика и кладете картинки с рыбкой и курицей и просите найти, что у них общего. Ребенок отвечает: «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина. Далее использованные картинки убираются и на их место выкладываете картинки с аквариумом, конурой, ульем. Ребенок сравнивает картинки.


5. Игра «Вершки и корешки»

Цель: Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Ход игры. Вы уточняете с ребенком, что «вершки», а что – «Корешки»: «Съедобный корень овоща будем называть «корешки», а съедобный плод на стебле – «вершки». Вы называете какой-нибудь овощ, а ребенок быстро отвечает, что в нем съедобно: вершки или корешки. Вы предупреждаете, чтобы ребенок был внимателен, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Вы называете: «Морковь». Ребенок отвечает: «Корешки», «Помидор» - «Вершки». «Лук» - «Вершки и корешки».

6. Игра «Что было, а что будет».

Цель: Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Вы предлагаете послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например:

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Ребенок говорит: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет».

 Или:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Ребенок говорит: «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет

7. Игра «Придумай предложение».

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Вы объясняете правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а ты придумаешь с ним предложение.