Азбука родителей

Советы логопеда

 

Почему необходимо устранить все  нарушения речи в дошкольном возрасте?

Подготовила логопед: Медведева О.М.

 

Уважаемые родители! Все вы, безусловно, любите своих детей и хотите видеть их умными, развитыми, успешными. Многие родители водят детей в различные кружки, секции, в подготовительные классы школ. И это хорошо, так как развивает ребенка, дает новые знания и умения, учит ценить время. Но на пути к школьной жизни не все молодые родители замечают подводные камни, которые могут сильно осложнить  процесс обучения ребенка и пошатнуть его веру в собственные силы. И эти подводные намни – неустраненные в дошкольном возрасте речевые нарушения.

 

Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением, должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.

К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические представления о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее.

К устранению недостатков звукопроизношения необходимо приступать не позже 5 лет. Это объясняется тем, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение 1-2 звуков дошкольниками до 4 - 5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4 - 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Следовательно, с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу.

Даже если в дошкольном возрасте речевые проблемы ребёнка не привлекают к себе особого внимания и не вызывают беспокойства родителей, это в дальнейшем может привести к появлению ошибок в письме. Между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Если у ребёнка нарушено звукопроизношение, то при письме ребёнок может допускать ошибки на замены неправильно произносимых звуков, перестановки и пропуски букв и слогов, искажения слов, слитное написание предлогов со словами, множество грамматических и других ошибок

В процессе произнесения звуков речи возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляции.  Импульсы от этих кинестетических раздражителей идут к коре головного мозга и играют решающую роль в формировании фонематического  восприятия (восприятия звуков речи). Само собой разумеется, что при дефектном произношении не происходит полноценного развития фонематических процессов, что приводит к тому , что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию («С» и «Ш»,»Ч» и «Щ», «Р» и «Л» и т.д.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят эти звуки. В дальнейшем малыш начинает отставать от возрастной нормы. При недостаточном фонематическом восприятии многие предлоги или безударные окончания для ребенка становятся «неуловимыми».

Не  устранённые вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи  в тяжелых случаях могут препятствовать не только успешному овладению чтением и письмом, но  даже математикой, когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильный ответ, объяснить свое решение.

Иногда родители  не замечают речевых проблем ребенка или  думают, что они со временем исчезнут сами собой без специального  вмешательства. В этом случае стоит прислушаться к мнению логопеда детского сада, который обследует детей 2 раза в год и всем нуждающимся в логопедической помощи  рекомендует коррекционные занятия. Устранить речевые нарушения довольно непросто, поэтому,  чем раньше речевое нарушение будет выявлено, тем больше шансов на успешное излечение и коррекцию.

Родители должны знать, что нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

Вы, родители,  должны быть прежде всего сами заинтересованы в устранении дефектов речи у вашего ребенка и  должны сами обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи.

Дети, которые по результатам логопедического обследования нуждаются в помощи специалиста, т.е. в коррекции выявленных дефектов, должны в обязательном порядке ходить на занятия к логопеду. Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий.       Когда логопед начнет заниматься с вашим ребенком, успех и длительность процесса коррекции во многом будут зависеть от родителей. Роль родителей здесь колоссальная. Логопед  на занятиях будет обучать ребенка определенным упражнениям, а  вот обретение речевых навыков - ваша задача. Дома необходимо делать артикуляционные упражнения и упражнения для закрепления появившихся у ребёнка звуков. Ежедневное, ежеминутное общение с ребенком превращается в часть терапевтического процесса. Только в этом случае можно рассчитывать на успешный результат.

Таким образом, своевременное обращение за помощью к специалисту и активное участие в коррекционном процессе родителей (занятия дома, речевой режим, консультации у логопеда, обязательное посещение логопедических занятий) позволяет предупредить возникновение вторичных дефектов (нарушения чтения и письма), затрудняющих обучение в целом и нередко ведущих к трудностям социальной адаптации.

МАДОУ "Детский сад №301"

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 301»

Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности

г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 108
т. +7(863) 310-09-45

 

We use cookies
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использование сайта вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.