Доступная среда

Сколько существует человечество, столько и рождаются особые детки — дети с физической или интеллектуальной инвалидностью. Если раньше их ограждали от нормального развития (им приходилось посещать специальные заведения, и они вырастали одинокими людьми), то сегодня акцент смещен в сторону создания безбарьерного обучения.

Доступная среда в ДОУ для инвалидов — настоящее спасение для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Согласно действующей в стране федеральной программе, как  в частных, так и в государственных дошкольных заведениях активно обустраиваются безбарьерные условия, в образовательную программу включается инклюзивное образование детей с ОВЗ. Если говорить более понятным языком: сегодня детки-инвалиды могут посещать детские сады наравне со сверстниками.

В нашем детском саду произведено обустройство территории МАДОУ. На  территории МАДОУ нанесена разметка желтого цвета, размещены тактильные знаки. В помещении так же нанесена разметка, тактильные  знаки, оборудован санузел. В МАДОУ имеются переносной пандус и инвалидная коляска.

  

ОСОБЕННОСТИ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

      Для нашего детского сада очень важно создать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением зрения, формирования его позитивных личностных качеств.

      Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным  фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей. Поэтому  развивающая предметная среда должна иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.

При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.

Специальными необходимыми условиями  являются:

- создание психологического комфорта;

- специальная организация коррекционно-педагогического процесса;

- создание материально-технических условий для проведения коррекционно-развивающей работы: кабинетов специалистов, специально оборудованных зон и помещений; уголков с развивающими играми и пособиями для проведения «коррекционного часа» и др.                                          

- организация ПМПК;

Вся коррекционно-воспитательная работа в ДОУ осуществляется под руководством учителя-дефектолога, психолога и тесной взаимосвязи с другими специалистами.

Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:

  • специальные зрительные ориентиры
  • сигнальные пятна на скамейках, шведской стенке в спортивном зале;   
  • специальные игры для развития и тренировки зрения и т.п.
  • Физкультурный зал отвечает новым педагогическим требованиям. Инструктор по физическому воспитанию располагает данными медицинских осмотров, учитывает зрительные и физические возможности каждого ребенка на занятии, дифференцированно планирует физическую нагрузку. Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны.
  • На 2022-2023 год запланировано создание кабинета тифлопедагога - очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности.
  • Успешное развитие игровой деятельности детей с нарушениями зрения в значительной степени зависит от правильной организации. Игровая деятельность является важнейшим звеном всего коррекционно-воспитательного процесса. Большое значение в обучении игре имеет устройство игрового уголка.
  • В  группе  продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду групп, спален, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.

      Сколько бы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок с нарушением зрения её освоить.

Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями В МАДОУ №301 оборудованы кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.  Имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские, мягкие спортивные модули, мягкие маты,  бизиборд, магнитная доска, тактильные вкладыши. Релаксационное и сенсорное оборудование, дидактические наборы для осуществления коррекционной работы.

Документы